Консультация для родителей «Проблемы социализации детей — мигрантов, посещающих ДОУ»

 

Проблема приобщения детей, для которых русский язык не является родным к социальному миру в условиях русскоязычной среды дошкольной образовательной организации остаётся одной из сложных в процессе формирования личности ребёнка. При поступлении в детский сад дети - иностранцы переживают кризис вхождения в новую социальную общность при переходе от другой социальной среды в другую.

Анализ процесса социализации данной группы детей убеждает в необходимости оказывать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей, другой языковой культуры.

ФГОС дошкольного образования определяет проблему позитивной социализации детей дошкольного возраста как основную, приоритетную в современных ДОУ. Социализация личности дошкольника является фундаментом в становлении и проявлении социальной культуры. Дошкольный возраст является сенситивным периодом для социального развития, и значимым для вхождения ребенка в мир отношений. В дошкольном детстве закладываются основы индивидуального стиля социализации.

В настоящее время в России постоянно проживают люди более 150 национальностей, а по некоторым данным даже до 200 национальностей, не считая единичных представителей всех народов мира. Перед большинством дошкольных учреждений стоит задача интеграции детей с нерусским родным языком в жизнь группы и дошкольной образовательной организации в целом.

Эта проблема актуальна практически во всех возрастах. Особенности поведения детей в непривычных условиях и в отсутствии общего языка со сверстниками ведут к созданию особых отношений внутри группы. Отношение детей к представителям иной национальности изначально толерантное, воспринимающее знаковость другого как должное, вполне само собой разумеющееся явление. Младшие даже не замечают особенностей акцентного произношения и грамматических неправильностей, однако старшие могут передразнивать или беззлобно копировать произношение детей. На отношении детей к детям с иным языком сказывается позиция взрослых: если взрослый подчеркивает не типичность поведения ребенка с иным языком, все время выделяет его, дети также начинают обращать на него внимание, а если этого не происходит, относятся безразлично. Привыкнуть к детскому саду после жизни в семье ребенку всегда проблематично. Здесь другие требования, иные принципы взаимодействия друг с другом, непривычная еда на завтрак, обед и полдник, да и подают ее не тогда, когда дома. В первые дни ребенку с иным языком тем более трудно сориентироваться в происходящем, поскольку он не понимает объяснений и не всегда верно интерпретирует интонацию, жесты и мимику (так, вопрос может показаться дразнилкой, улыбка - насмешкой, объятия - насилием). Ребенок слышит, что все кругом говорят на языке, отличающемся от его «домашнего», и пока не знает, как на это реагировать.

Родители детей- мигрантов не всегда способны заранее объяснить, что люди в мире говорят на разных языках, что названия вещей, просьбы и команды звучат по-разному, что полезно знать много языков, чтобы уметь разговаривать с людьми, которые говорят иначе, чем ты сам.

В детском саду ребенок пытается говорить с окружающими на своем языке, экспериментирует, изобретая слова, звучащие похоже на то, что он слышит, разговаривает с игрушками на псевдоязыке, высказывает догадки о происхождении слов, цитирует высказывания взрослых, плачет, думая, что его все хотят обидеть. Стресс может быть настолько велик, что у ребенка пропадает аппетит, нарушается сон, он становится нервным. Самый обычный вариант поведения - растерянность и молчание. Постепенно малыш включается в знакомые рутинные ситуации (еда, прогулка, одевание). Обычно он находит себе взрослого, который его лучше понимает, и старается проводить с ним как можно больше времени, перестает бояться, учится от него первым словам на новом языке.

На начальном этапе сотрудникам ДОО необходимо установить с таким ребенком особо доверительные отношения. Комфорт ребенка начинается с физического комфорта: важно, чтобы малыш не боялся ходить в туалет, узнал, где он, как им пользоваться; чтобы он мог попросить попить, сказать, что ему холодно или жарко, что он устал, что его обидели, что он не может что-то съесть, что у него что-то болит.

Воспитателю приходится учитывать, что в группе есть дети с другим домашним языком. Нужно рассказывать воспитанникам о разных культурах, о странах или районах, где живут люди, говорящие на других языках, учить вместе с детьми слова, хотя бы приветствия, прощания, выражение благодарности, поздравление с днем рождения на тех языках, на которых говорят дома дети из группы.

Ребенку нужно давать возможность иногда выступить на родном языке, надеть на праздник национальный костюм. Целесообразно прочитать на русском языке в переводе национальные сказки и истории. Толерантное отношение к иной культуре, иным языкам и людям, не таким, как большинство, положительно сказывается на микроклимате, существующем в коллективе детского сада.

Рекомендации для родителей детей мигрантов по адаптации ребенка в условиях детского сада к среде проживания

Актуальность: В последние годы в связи с происходящими по всему миру социальными изменениями значимо усиливаются процессы миграции населения. Людей все менее удерживает традиционный уклад жизни, социальные связи, природно-средовые условия проживания и жизнедеятельности. В субъективном аспекте мигранты сталкиваются с двумя видами рисков – социокультурной и социально-психологической адаптации. Процесс адаптации мигранта связан с привыканием к новым социально-экономическим условиям, которые могут существенно отличаться от привычных. Сначала возникают сложности в акклиматизации, требуется привыкание к бытовой сфере, налаживание межличностных отношений, усвоение культурных и национальных особенностей региона и многое.

Исследователями отмечаются проблемы социальной адаптации детей дошкольного возраста из семей мигрантов: нарушения когнитивных процессов, невротические реакции и функциональные расстройства, поведенческие проблемы, связанные с общением, расстройства идентичности.

Если данная проблема не будет решаться с помощью специально созданных дифференцированных программ по сопровождению процесса адаптации дошкольника из семьи мигрантов, могут возникнуть проблемы социальной дезадаптации в школе и будущей профессиональной деятельности.

Блок № 1 «То, что Важно для Вашего ребенка»

Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личности качеств ребенка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения, здесь же возникает у малыша чувство доверия к окружающему миру, к близким людям. Семейное воспитание должно помочь ребенку изначально усвоить нормы поведения в обществе, коллективе, во взаимоотношениях с людьми, то есть воспитание в современном обществе рассматривается не только как сугубо семейное дело, но и как социальная обязанность родителей.           

Безусловно, успешность адаптации детей мигрантов и детей вынужденных переселенцев можно гарантировать только тогда, когда создано единое воспитательно-образовательное пространство «семья – образовательное учреждение». Опыт показывает, что чем теснее осуществляется связь семьи и учреждения образования, тем эффективнее педагогический результат.

Блок № 2 «Острый вопрос»

Проблема приобщения детей, для которых русский язык не является родным к социальному миру в условиях русскоязычной среды дошкольной образовательной организации остаётся одной из сложных в процессе формирования личности ребёнка. При поступлении в детский сад дети - иностранцы переживают кризис вхождения в новую социальную общность при переходе от другой социальной среды, растворение в ней детерминируется процессом индивидуализации и завершается интегрированием в социальную среду.

Родители детей-мигрантов не всегда способны заранее объяснить, что люди в мире говорят на разных языках, что названия вещей, просьбы и команды звучат по-разному, что полезно знать много языков, чтобы уметь разговаривать с людьми, которые говорят иначе, чем ты сам.

Самыми незащищёнными в этой ситуации оказываются дети, которые составляют весомую долю в миграционном потоке, процесс социализации для которых имеет свою специфику. Дети-мигранты сталкиваются с проявлениями интолерантности по отношению к ним детей из групп этнического большинства. Наряду с этим дети доминирующей группы могут выражать негативные оценки по отношению к детям из других этнических групп. В связи с этим у детей этнического меньшинства могут появиться негативные установки по отношению к собственной этнической общности, включающие в себя неудовлетворённость собственной этичностью, чувство униженности, ощущение неполноценности или даже отрицание собственной этнической идентичности, желание её спрятать.

Блок № 3 «Мы должны способствовать…»

Способствование позитивному социальному становлению личности ребенка путем повышения уровня его эмоционального интеллекта вне зависимости от статуса и развития навыков уверенного поведения для успешной социальной адаптации.

Перед нами стоят задачи:

расширять знания детей о чувствах, эмоциях и способах их выражения

формировать и развивать умения детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам

способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально-приемлемыми способами

развивать у детей навыки толерантного общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками и окружающими взрослыми

способствовать подавлению агрессивности в группе сверстников

Мы Вам предлагаем ознакомиться с планом тематических занятий (приложение 1), которые будут проводится со всей группой на начальных ступенях адаптации Вашего ребенка:

В ходе занятий будет реализоваться процесс формирования толерантной обстановки в группе и профилактика агрессивности дошкольников. Занятия состоят из 3-х этапов: «Я чувствую», «Я понимаю», "Навыки общения и формирование толерантной среды».

 

Первый этап — «Я чувствую» — направлен на расширение представлений об эмоциях, знакомство с новыми эмоциями, на развитие внимания к своим эмоциям и переживаниям, умения адекватно выражать свои чувства.

 

Второй этап — «Я понимаю» — формируются понимание индивидуальных особенностей других людей, умения распознавать эмоциональные реакции окружающих и понимать язык жестов, мимики.

 

Третий этап — «Навыки общения и формирование толерантной среды» закрепляются знания об основных эмоциях и приобретения навыков взаимодействия с другими людьми различных жизненных ситуациях.

 

Блок № 4 «16 Волшебных правил»

 

Успешность адаптации Вашего ребенка будет зависеть не только от воспитателей и от самого ребенка, но во многом и от Вас. В Ваших силах помочь вашему ребенку войти в новые условия – в условия Нового детского сада – как можно более безболезненно. Для этого вам необходимо психологически готовить ребенка к детскому саду заранее и соблюдать следующие рекомендации:

 

  1. Убедитесь в собственной уверенности, что детский сад необходим для вашей семьи именно сейчас. Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности «садовского» воспитания.

 

  1. Расскажите ребёнку, что такое детский сад, если он идет впервые или идет в новый детский сад, лучше стоить напомнить и мягко на позитивной ноте о нем рассказать.

 

Например: «Детский сад—это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты всё это сможешь посмотреть, потрогать, поиграть со всем этим. В саду дети кушают, гуляют, играют. Утром я отведу тебя в садик, а чуть попозже заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было интересного в саду. Многие родители хотели бы отправить в этот сад своих детей, но берут туда не всех. Тебе повезло, скоро я начну водить тебя туда».

 

  1. Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребёнку, как ему повезло - скоро он сможет ходить туда. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребёнком, ведь его приняли в детский сад.

 

  1. Подробно расскажите ребёнку о режиме детского сада: что, как и какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ и чем чаще вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребёнок, когда пойдёт в сад. Малышей пугает неизвестность. Когда ребёнок видит, что ожидаемое событие происходит, как и обещано, он чувствует себя увереннее.

 

  1. Режим дня вашего ребенка дома заранее приближайте к режиму дня в детском саду. Чтобы ребенок уже заранее привык вставать рано.

 

  1. Расскажите ребенку о роли воспитателей. Настройте малыша на то, что это хорошие тети, которые в садике, пока вас не будет рядом, будут заботиться о нем, играть с ним..

 

  1. Поговорите с ребёнком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью, как он это сделает. Например: «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить», - и воспитатель нальёт тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом». Не создавайте у ребёнка иллюзий, что всё будет исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придётся подождать своей очереди.

 

  1. Можно предложить ребёнку брать с собой какую-нибудь его игрушку из дома. Тогда по утрам вам проще будет отправлять ребёнка в сад - с игрушкой веселее идти и проще завязать отношение с другим ребёнком.

 

  1. Развивайте у ребенка навыки самообслуживания. Если малыш будет уметь сам надевать на себя что-нибудь из одежды, обуваться, проситься на горшок, кушать самостоятельно, он будет чувствовать себя в группе более уверенно.

 

  1. Разработайте вместе с ребёнком несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпустить вас.

 

  1. И старайтесь своим внешним видом вселять в ребенка уверенность, что все будет хорошо, будьте с ним бодры и оптимистичны. Помните, что малыш чувствует ваше эмоциональное состояние и заражается им.

 

  1. Предпочтительнее, если в садик малыша будет приводить тот член семьи или родственник, с которым ему легче расставаться.

 

  1. Ребёнок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Помогите ребёнку в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми.

 

  1. В присутствии ребёнка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Если у вас возникли какие-то сомнения, вопросы или вы чем-то обеспокоены, ни в коем случае не устраивайте сцен и скандалов воспитателям, а также не копите молча недовольства в себе, а все возникающие проблемы и конфликты разрешайте с воспитателями только мирным путем, в тактичной форме и не в присутствии ребенка. Никогда не пугайте ребёнка детским садом.

 

  1. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы будете проводить с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребёнка. Скажите малышу: «Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно. Когда что-то новое, всегда сначала страшно, а потом привыкаешь и становится интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя всё получится!»

 

  1. Постарайтесь не менять ничего дома в жизни ребенка в период адаптации к детскому саду (не ездите надолго в гости, не приглашайте к себе незнакомых малышу людей, не начинайте ремонт и т. п.). Дома для ребенка должна быть создана стабильная, спокойная и доброжелательная обстановка. Берегите нервную систему ребенка!

 

Будьте терпеливы, проявляйте понимание и проницательность. И тогда скоро детский сад превратится для ребенка в уютный, хорошо знакомый и привычный мир!

 

Блок № 5 «Поиграем дома Вместе с мамой и папой»

 

Для более успешной адаптации родителям необходимо знать игровые упражнения и методы (приложение 2), позволяющие облегчить этот сложный период. Игра – это источник радости и одно из лучших средств общения взрослого с ребенком.

 

Ожидаемый результат: максимально приближены условия детского сада к условиям воспитания в семье; созданы в группе благоприятные условия для комфортного пребывания детей в дошкольном учреждении; проанализированы на практике системы работы и показана ее эффективность. Четкая профессионально слаженная и продуманная работа воспитателя, участие родителей и благополучный микроклимат в детском саду - залог оптимального течения адаптации детей к дошкольному учреждению.

 

Приложение 1. Тематический план занятий

 

Занятие 1. «Страна Радость».

Содержание:

Приветствие.

Упражнение «Страна Радость».

Игра «Я радуюсь, когда.»

Этюд «Встреча с другом».

Упражнение «Кто как радуется».

Этюд «Танец радости».

Психогимнастика "Ручеек радости".

Прощание.

 

Занятие 2. «Страна Грусть».

Содержание.

Приветствие.

Упражнение «Страна Грусть».

Упражнение «Зеркало».

Игра «Я грущу, когда.»

Упражнение «Покажи эмоцию».

Этюд «Пропала собака».

Психогимнастика.

Прощание.

 

Занятие 3. «Наше настроение».

Содержание:

Приветствие.

Упражнение «Соленый чай».

Упражнение «Что чувствует мальчик?»

Игра «На что похоже настроение?»

Игра «Драка».

Игра «Окажи внимание другому».

Прощание.

 

Занятие 4. «Давайте общаться».

Содержание:

Приветствие.

Беседа «Кого мы называем вежливым».

Этюд «Вежливый ребенок».

Этюд «Как вести себя во время разговора».

Игра «Тух-тиби-дух».

Беседа «Правила дружбы».

Прощание.

 

Занятие 5. «Я и мои друзья».

Содержание:

Приветствие.

Игра «Доброе утро».

Этюд «Рыжик».

Упражнение «Для того, чтобы слушали меня, я должен.»

Этюд «Я слушаю друга».

Прощание.

 

Занятие 6. «Давайте понимать друг друга».

Содержание:

Приветствие.

Вступление.

Игра «Иностранец».

Игра «Волшебная подушка».

Этюд «Доброе животное».

Игра «Найди друга».

Прощание.

 

Приложение 2. Картотека «Поиграем дома Вместе с мамой и папой»

 

Игра «Колючий ежик». Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру. Действия сопровождайте стихами:

Дай ладошку, моя крошечка,

Я поглажу тебя по ладошечке.

Ходит-бродит вдоль дорожек

Весь в колючках серый ёжик,

Ищет ягодки-грибочки

Для сыночка и для дочки.

 

Игра «Рваки». Снятие психоэмоционального напряжения, обучение приемлемому способу выражения негативных эмоций, агрессивных импульсов. Развитие координации движений.

Оборудование: ненужные журналы, газеты, бумага, корзина.

 

Игра «Бабочки на весеннем лугу». Регуляция процессов возбуждения и торможения, снижение уровня тревожности, развитие пластики движений.

Ребёнок повторяет движения за взрослым.

Мы – бабочки весенние, на листиках сидели (ребенок сидит на корточках,

Ветер дунул – полетели (встает, бегает по комнате, расставив руки в стороны).

Мы летели и летели. И на землю тихо сели (садится на корточки, замирает). Ветер снова набежал, Высоко он нас поднял (встает, поднимает руки вверх).Он вертел нас и кружил и на землю опустил (кружится по комнате, ложится на пол и замирает).

Через некоторое время нужно попросить ребенка потянуться и почувствовать, как «расправляются крылья» во время потягивания.

 

Игра «Песочница». Развитие тактильной чувствительности, визуализация понятия «Я».

Оборудование: тактильный песок