Методические рекомендации по моделированию сказки в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками.


Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств.
Поделитесь с друзьями

Работа с народными и авторскими сказками может проводиться с использованием разнообразных стратегий и организационных форм. Кроме занятий, это могут быть разнообразные игры и упражнения, рисование, лепка, конструирование, творческие задания.

Во-первых, перед началом занятия с помощью музыки создается эмоциональный фон; выбирается место занятия; выносится необычный предмет.

Цель – создать комфорт и заинтересованность.

Во-вторых, эмоционально рассказывается сказка и рассказ сопровождается вопросами, детям даются задания (“Найдите и назовите сказку”, “Где живет сказка?” и др.), мы вовлекаем ребенка в действие, в игру.

Цель – вызвать интерес к проблеме, эмоционально вовлечь в ситуацию, использовать свой личный опыт.

В-третьих, дети вспомнили знакомую сказку (“Горшок каши” Братьев Гримм), ее героев, их проблемы, и у них возникла потребность играть с ней (игра с крупой “Золушка”, образная игра “Варим кашу”), создавать с помощью подручных средств задуманный образ и выражать его вербальными и невербальными средствами.

Цель – развивать творческую активность, умение взаимодействовать с окружающими.

В-четвертых, дети переходят к свободной игровой или продуктивной деятельности.

Цель – использовать полученные знания в различных видах деятельности.

Далее перейдем к рассмотрению отдельных методов и приемов работы со сказкой.

Моделирование сказок

Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств.

В своей работе я предлагаю использовать в качестве заместителей разнообразные геометрические фигуры. Замена осуществляется на основе цвета и соотношения величин героев.

Например, в сказке “Три медведя” это три коричневых круга разного диаметра, а в сказке “Теремок – полоски разной высоты и цвета (соответствует цвету персонажа: лягушка – зеленый; лиса – оранжевый и т.д.).
Пиктографические изображения­­

Ребенок (сначала вместе со взрослым) выделяет количество картинок, которые будут являться “планом” сказки и с помощью пиктограммы изображает их.

Например, в приложении приводятся конспекты занятий по сказкам “Репка”, “Теремок”, “Гуси-лебеди”, “Заюшкина избушка”.
Выразительные движения

Главной задачей при использовании в работе со сказкой выразительных движений является развитие творческих способностей детей. Усвоение того или иного выразительного движения, жеста происходит в специально подобранных упражнениях, также в свободных играх. Вспомогательными средствами освоения выразительных движений выступают слово и музыка.

Например, при передаче психоэмоционального состояния “Грусть” звучит пьеса “Болезнь куклы” из “Детского альбома” П.И. Чайковского.

Например, изображая разгорающийся “Огонь” под “Танец с саблями” А. Хачатуряна, дети передают этот образ резкими движениями, мимикой
Проблемные ситуации

(от греческого problema – задача, задание и латинского situation – положение) – это ситуации, для овладения которыми индивид или коллектив должны найти использовать новые для себя средства и способы деятельности; учат мыслить и творчески усваивать знания. Выход из проблемной ситуации – это открытие нового, еще неизвестного знания.

Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса:

    Почему маленькая Герда оказалась могущественней Снежной Королевы? (Г.-Х. Андерсен “Снежная Королева?).
    Почему с Шапокляк никто не хотел дружить? (Э. Успенский “Крокодил Гена”).
    Почему поссорились лиса и заяц? (“Лиса и заяц”. Русская народная сказка).

Творческие задания

могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнение творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки)

Приведу примеры выполнения детьми творческих заданий по сказке “Репка”.

Рассказать знакомую сказку по кругу.

    Разыграть сказку. Дети распределяют роли.
    Рассказать о пользе репы и о том, какие блюда из нее можно приготовить.
    Придумывание своей сказки “Морковка” (по аналогии).
    Оформление книги “Полезные сказки” (обложка, иллюстрации).
    Изготовление костюмов-нагрудников “Овощи” (ткань, бумага).
    Разыгрывание придуманных сказок.
    Могут быть и другие творческие задания

Сказки, но по-новому

Дети наделяют знакомых героев сказок противоположными для них качествами

Колобок      добрый   волк

Лиса     хитрая   колобок

Сказки о бытовых предметах

Началом сказки является рассказ о любом бытовом предмете.

Реальное начало            сказочное продолжение

Узнай сказку по песенке героев

Не садись на пенек, не ешь пирожок (“Маша и медведь”)

Скрипи, нога, скрипи, липовая! (“Медведь – липовая нога”)

Козлятушки, ребятушки!

Отворитеся, отопритеся! (“Волк и семеро козлят”)