Наставничество в ДОУ, как действенный фактор становления профессиональной деятельности начинающего педагога
Райкова Т.А., старший воспитатель
МБДОУ детский сад №29 «Мамонтёнок»
В современном и динамично развивающемся мире идея непрерывности образования и профессионального развития стала очень актуальной.
Наставничество – одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает персональные приемы под непосредственным руководством педагога-наставка.
В нашем детском саду уже не один год практикуется такая форма методической работы с педагогами, как наставничество.
Ведь не секрет, что эффективной организации образовательного процесса в дошкольном учреждении необходима высокая профессиональная компетентность педагогов. Качество воспитания детей напрямую зависит от высокой квалификации педагогов, постоянного роста их профессионального мастерства. Сегодня востребован педагог творческий, с духовно-личностным опытом, способный реализовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника.
В нашем «Мамонтёнке» сложились свои традиции, своя система работы с молодыми педагогами, выбираются те формы и методы, которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста и повышение его профессиональной компетентности. В настоящее время в детском саду работают 5 наставников, система работы которых заключается:
- в обучении на рабочем месте;
- в осуществлении практики наставничества;
- методическое сопровождение деятельности молодых специалистов.
Для помощи молодым специалистам в методическом кабинете оформлены педагогические материалы с результатами деятельности по направлениям работы воспитателей ДОУ, имеются нормативные документы, методическая и справочная литература, дидактический и наглядный материал, компьютер, мультимедийное оборудование.
Выбор формы работы с молодым специалистом начинаем с вводного анкетирования и собеседования, где педагог указал свои трудности, проблемы в работе
По итогам анкетирования и собеседований определяем совместный план работы начинающего педагога с наставником.
Для начинающих педагогов мы организуем обучающие семинары, в которых применяем теоретические и практические аспекты образовательной деятельности ДОУ. К проведению теоретической части привлекаем педагогов, имеющих успешный опыт работы.
Работа с молодыми специалистами продолжается постоянно. Используем такую форму работы, как открытые просмотры, которые позволяют всем увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты. Кроме того, молодой педагог учится проводить анализ особенностей образовательного процесса в целом, а также досуговой деятельности в группе.
Одна из форм работы с молодыми педагогами - мастер-класс, основная цель которого – передача педагогического опыта, авторских, нетрадиционных технологий, всего того, что помогает достичь наибольших результатов.
Семинары - практикумы, направлены на повышение уровня практической подготовки молодого воспитателя, совершенствование практических навыков, необходимых в работе с детьми. Тематика семинаров-практикумов строится на запросах воспитателей и также связана с задачами годового плана.
С целью стимулирования творческих проявлений молодых воспитателей в ДОУ проводятся конкурсы методических разработок, творческие конкурсы, разнообразные выставки продуктов детского творчества и т.
Таким образом, использование системного подхода в работе МБДОУ детского сада №29 «Мамонтенок» с молодыми и малоопытными воспитателями позволяет им быстро адаптироваться к работе в детском саду, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию, раскрыть свою индивидуальность.
Литература:
- Белая, К.Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации / К.Ю. Белая – М.: ТЦ Сфера, 2014.
- Вершинина, Н.Б. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду: справочно-методические материалы / Н.Б. Вершинина. Т.И.Суханова – Волгоград: Учитель, 2008. .– 198 с. 3.
- Закаблуцкая Е. Молодой специалист и наставник /Электронный ресурс.
- Микляева, Н.В. Инновации в детском саду / Н.В. Микляева.